Разрабы
/

АКК

Мы логиним через
гитхаб

После логина появится возможность комментировать материалы. А дальше мы придумаем, какие возможности появятся у залогированного читателя

КонтекстМненияРедакция

Как мобилизация повлияла на российскую IT-индустрию

Как мобилизация повлияла на российскую IT-индустрию
Alexey Verein
Ilya Lakhov
Леонид Черненко

Мы собрали мнения представителей индустрии о том, что будет с российским IT после объявления мобилизации. Без комментариев и цензуры.

Зарплаты просядут, а бронь от мобилизации станет главным бонусом

Иван Ботанов, ведущий Youtube-канала «В офисе», на своём телеграм-канале «В офисе х ДЕПЛОЙ». Стилистика и орфография автора:

Все события, которые были до мобилизации почти не влияли на IT сферу в нашей стране. Ну да, кто-то уезжал, кто-то думскроллил, кто-то тихо сидел пердел и негодовал, а кому-то просто было похеру. Но тренд был нечастый, отток был небольшой и все было плюс-минус нормально. У нас сильные инженеры, достойные IT решения (как продукты, так и опенсорс) и полноценный внутренний IT рынок.

Под рынком я понимаю продукты, разрабатываемые на внутреннего и внешнего потребителя. У нас есть свои соцсети, поисковики, финтех и многое другое. Для сравнения, например, в Белоруси этого нет и там, в основном, разработка представляет из себя аутсорс. Поэтому тот же Епам имел там огромный спрос и неплохо пылесосил белорусский рынок. Опять же, для сравнения, в Европе нет своей соцсети и поисковика. Там много чего нет, что есть в IT РФ. Это показывает нам, что в РФ айтишка вполне достойная и ее можно считать сильным игроком на мировой арене.

Так было. Мобилизация запустила необратимые процессы распада IT сферы в России. Если вовремя не остановить или, хотя бы, замедлить этот процесс, то нас ждет стагнация или даже рецессия. Объясню. Начнем с того, что в нашей стране IT рынок был рынком кандидата. Что это значит, кроме того, что хипстеры вышибали с ноги двери офисов и пили фруктовые смузи? Это значит сильную конкуренцию за кадры в сфере. Борьба за кадры заставляет компании предлагать, помимо соцпакета и больших зарплат, еще и конкурентные технические решения. Например, к вам не пойдут работать, если вы до сих пор на делфи разрабатываете.

Чтобы соответствовать этим требованиям, разработчикам приходилось развиваться. Быть в тренде новых технологий, прокачивать свои хардскиллы, придумывать и изобретать новые, изящные и производительные решения. Рынок кандидата был выгоден всем. И компания, и сотрудникам.

Что меняет мобилизация в этой формуле? Она останавливает конкуренцию. Теперь разработчики не думают, что нужно быть конкурентным на рынке, чтобы найти себе более интересные продукты, технологии и, соответственно, высокую зарплату. Если вы не знали, то бронь от мобилизации для IT слетает, если сотрудник уволится из аккредитованной компании. Кто захочет подвергать опасности себя, свою жизнь, благополучие близких в угоду собственного обогащения? Ну, разве что, только долбоеб.

Зачем теперь придумывать сложные и производительные решения, если твоя задача не прокачать себя и реализовать крутой проект внутри пиздатой компании, а удержаться на месте ради "брони от мобилизации". Ты будешь тихонько сидеть шлепать свои задачки и не пиздеть лишний раз, чтобы не привлекать внимание. Зарплаты тоже просядут. Теперь компании на hh будут писать в соцпакете "отсрочка от мобилизации". Это нехуевый бонус, согласитесь? По зарплатным ожиданиям можно и подвинуться ради такого.

Если работодатель не мудак, то своим сотрудникам в штате он не будет понижать зарплаты. Но на рынке очень много мудаков. Вы удивитесь, но их слишком много. Выживут ли они с подобным подходом? Время покажет, я ставлю, что нет, но поднасрут знатно всем нам и внесут свой «вклад» в нашу сферу совершенно точно.

Мобилизация запустила ускоренную релокацию крутых разработчиков. Только из моего окружения уехало немало людей. С конференций отзывают доклады. Работодатели теряют работников. Отток мозгов губителен для IT сферы. Эти мозги еще вчера делали нашу страну заметным игроком на глобальной IT сцене, сегодня они уезжают, а завтра они уже будут работать не на российскую компанию. И это не джуниоры, им сложно уехать сейчас из РФ. Это опытные, матерые, крутые ребята, которые раньше хотели делать эту сферу лучше, а сегодня бояться оказаться в окопе.

Минцифры это понимает и пытается хоть как-то выправлять эту ситуацию, но процесс уже запущен и он разрушителен. И чем дольше он будет продолжаться, тем страшнее будут последствия на дистанции. В России сильное IT, и прям сейчас его просирают. Всем мир.

Минцифры старается решить с отсрочками с помощью договоренностей

Евгений Антонов, тимлид, IT-консультант. Более 15 лет в IT-индустрии. Ведёт Telegram-канал «Тимлид Очевидность» и подкаст «Кода Кода». В Twitter известен как @_jeck.

Сейчас горизонт планирования - 15 минут. Поэтому я не могу комментировать последствия. Могу только прокомментировать текущее положение дел.

Много разработчиков уехало после 24 февраля, и субъективно кажется, что не меньше уехали после 21 сентября. При этом часть из них продолжила работать на российские компании, а часть ушла на зарубежный рынок. Безусловно Россия теряет специалистов.

Отдельно хотел бы респектнуть минцифры и Максуту Шадаеву за то, что он в этой ситуации продолжает бороться за ИТшников как может.

Я за этим пристально смотрю. Смотрю на деятельность волонтеров, действия минцифры, реальные кейсы.

Да, система с отсрочками сейчас несколько нестройная в плане того, что действует не на основании какой-то законодательной базы, а на основании договоренности между минцифры и министерством обороны. Тем не менее минцифры говорит, что продолжает работать в этом направлении.

По кейсам ситуация пока такая. Идеальный вариант: сотрудник, подходящий под условия отсрочки, подаёт заявку на госуслугах и не получает повесток. Вариант похуже: повестку получил и с комплектом бумажных документов пришел в военкомат, откуда его с миром отпускают.

Еще хуже: не отпускают с миром и вручают вторую повестку уже на отправку. Тогда минцифры оперативно делает правительственную телеграмму про этого человека и шлет ее и человеку и в военкомат. И тогда военкомат с ней уже отпускает. Самый плохой: военкомат уперся рогом и отправил человека в часть. И тогда родственники, знакомые, работодатель продолжают быть на связи с минцифрой и выковыривают в итоге человека из части (таких случаев было описано несколько).

Всего я читал примерно о 20 разных реальных случаях и все они в той или иной степени напряга оказывались положительно решены благодаря содействию минцифры. Есть и плохие случаи, но про них мало пишут.

Есть кстати, чат, где волонтеры плотно работают с минцифрой и активно помогают в том, чтобы отвечать на вопросы, решать проблемы.

Удержать программистов в стране получится только силой

Алексей Гладких, Senior Backend Developer на Python и Rust. Программист-полиглот. Беженец из C# и Go. В Twitter известен как @gaxeliy.

Мобилизация ударила по всем отраслям в экономике РФ. И то, что она якобы «частичная» вообще не сгладило эффект. Для IT-специалистов этот эффект был также заметен, как и для любых других.

Если посмотреть на комментарии моего окружения насчет мобилизации, то:

  1. Никто не верит в ее «частичность» (ничего удивительного, ведь военкоматы хватают всех подряд)
  2. Многие не верят в «бронь» для IT-специалистов. Люди осознанно не подают заявления на бронь, полагая, что дав государству слишком много информации о себе, только подвергнутся еще большему риску.

Когда я провел голосование среди моих подписчиков (они в основном программисты и другие специалисты из IT-индустрии), оказалось, что 43% из них уехали за границу и еще почти 17% остались, но планируют уехать. Само собой, многие уехали еще после 24-го февраля, но многие спасаются именно от мобилизации.

Текущая волна миграции — это еще не все. Многие IT-спциалисты переехали и продолжают работать на российские фирмы. Но следующая их работа будет уже иностранной. Мы получаем стойкий пролонгированный эффект утечки мозгов.

По итогу, из-за низкого доверия к властям среди IT-специалистов, мы получаем, что никакие обещания золотых гор не работают. А, учитывая, что обещания не выполняются: посмотрите только на призванных программистов, то я уже не знаю, как правительству удержать специалистов в стране. Только силой, но это сделает только хуже.

IT-индустрия — одна из немногих отраслей, которые в РФ достаточно продвинутые, не «благодаря», а «вопреки») и, если что-то уцелеет после всего этого безумия, то именно IT. Но мы очень сильно откатимся назад. На десятилетия. И все это усугубится многими другими негативными факторами — загибающаяся экономика не слишком способствует развитию отрасли.

Русское IT замедлится, кадров не будет хватать

Иван Дякин, системный разработчик. В Twitter известен как @iv_dyakin

Ещё ничего не понятно. Мне кажется, кто-то ещё вернётся, кто-то уже нет. Могу только сказать, что лично уехал и не вернусь, работаю на компанию из России, проблем нет, но возможно возникнут и надо будет менять работу. Как-то так

Для тех, кто только начинает, откроется много позиций из-за того, что много, кто уехал. Но в целом русское IT замедлится, т.к. кадров будет не хватать. Проектов будет хватать с головой, я думаю. Мировая индустрия получает много высококвалифицированных специалистов, которыми сможет как закрыть свои дыры, так и открывать какие-то новые проекты.

Не могу сказать станет в общем хуже или лучше, просто изменения, к которым спустя несколько лет все адаптируются. Как было в 2012-2014 году, когда из России ушли отделы разработки больших компаний, так происходит и сейчас.

В России, возможно, будет меньше выделяться денег на ИТ проекты, так как будут затыкать дыры по другим вопросам, из-за этого упадёт государственный IT сектор, а частный сократится из-за санкций и ухода компаний. В среднем произойдёт замедление.

Но это всё только мои предположения, как будет на самом деле я не знаю :)

Сам планирую продолжить работать на текущем проекте, так как он очень мне нравится, пока будет такая возможность. Потом думаю без особых проблем найду работу на международном рынке, вопрос только во времени, может поиск займёт несколько месяцев, так как нужно адаптироваться под общие стандарты собеседований и работы, подтянуть английский.

Выживет только крупный бизнес

Алексей Сухоруков, основатель и владелец Кадрового агентства Алексея Сухорукова и IT-академии Алексея Сухорукова, сооснователь и совладелец международного кадрового агентства Alex Staff Agency. В Twitter известен как @AlexSukhorukov_

Во-первых, мобилизация уже сказалась: те разработчики, которые не уезжали, собрались и уехали. Точное количество мы сейчас подсчитать не можем. Я так полагаю, что, по официальным данным уехало тысяч 300, может быть, чуть больше. По моим предположениям, до трети из них могут быть разработчиками. Вряд ли больше, потому что кроме, уехали многие другие. Но те, кто сидел на чемоданах в ожидании свистка, просто взяли и уехали.

Я устраивал опрос и согласно ему синьоры, которым обычно тяжело уехать, так как у них жёны, дети, обязательства взяли и уехали. Не все, но тем не менее. Получается, часть специалистов, которые могли бы заниматься импортозамещением и всем остальным, серьезно поредела. На общем фоне сотрудников, работающих в IT-отрасли, это не очень смертельно. Учитывая уменьшившееся количество задач, это ок.

Но дальше встаёт вопрос, что будет в принципе с мобилизацией. Предложили айтишников освобождать, но правовой статус этого пока, насколько я понимаю, не очень определён. Они заполняют анкеты на Госуслугах и на основании этих документов военкоматы даже отзывают повестки. На текущий момент, возможно, какая-то часть айтишников не пострадает. Отрасль достаточно большая, ей руководит Минцифры, это серьёзный лоббистский ресурс — может и отбить. Но, учитывая неразбериху, которая происходит сейчас в процессе мобилизации, могут отбить не всех.

Часть айтишников-синьоров могут испытывать патриотические чувства. Некоторые сами пошли в военкомат — дождались повестки и не стали искать как отмазаться. Те, кто не уехали по какой-то причине, будут заниматься уклонением от призыва/мобилизации и это не позволит им работать в белых компаниях. Они будут работать в серых. Эти компании умеют работать с удалёнщиками — с теми, кто никогда не появляется в общественных местах, кого никогда не увидят, но деньги будут переводить.

Мы ничего не знаем по поводу второй и третьей волны мобилизации — будут ли они, какое количество людей собираются призвать, за счёт кого этот объём будут закрывать. Если вдруг то, что сейчас делает Минцифры, не сработает и всё-таки айтишников начнут мести, отрасль пострадает сильно. Это будет очень плохо.

Скорее всего, компании, которые занимаются импортозамещением, смогут защититься. Госкорпорации, которые восстанавливают работоспособность информационных продуктов страны, отмажутся и не отдадут своих ключевых сотрудников. Но менее значимые для решения этих задач компании могут пострадать. Как объясняли экономисты, крупные компании, которые обладают лоббистским потенциалом, выживут, а малому бизнесу будет так сложно, что он может умереть. Вопрос даже не в том, сколько людей призовут, а в том, кого могут призвать. В случае небольших компаний это могут быть ключевые люди, на которых держится весь бизнес, экспертизу которых нечем заменить.

С моей точки зрения, границы должны были закрыть сразу и удивительно, что этого не сделали и позволили такому количеству людей уехать. Но это не ключевое. Если IT-специалистов будут защищать, не так важно, открыта при этом граница или нет.

Если вдруг границы останутся открытыми и индульгенция от Минцифры перестанет работать, мы получим ещё одну волну исхода. Те, кто надеялся на отсрочку, поймут, что её нет, и попытаются свалить. Дальше будет вопрос, кто из них есть в списках военкоматов. Даже если границы не закроют совсем, то, что происходит сейчас, будет продолжаться. Тех, кто в списках, уже не выпускают. Вплоть до того, что каждые два часа синхронизируются базы данных военкоматов с пограничными. Чем дальше, тем увереннее это будет работать. У нас достаточно цифровое государство там, где это нужно.

Зарплаты должны были просесть, потому что предложение на рынке сейчас превышает спрос. На Западе порядка ста тысяч рабочих рук, которые переехали в Казахстан, Тбилиси и иже с ними. Это серьёзно помогает заглушить тот кадровый голод, который был на европейском рынке. После 24 февраля и с введением санкций он лишился примерно полумиллиона рабочих рук. Часть этих рук переехала, получила официальные статусы и продолжила работу. Сейчас ещё примерно сто тысяч сейчас вернутся на западный рынок труда. Понятно, что часть специалистов осядет в ближайших странах типа Кыргызстана. Азиатские страны радушно всех принимают: там сейчас создают IT-кластеры, вводят диджитал визы. Часть останется там, но при этом будет работать на западные компании, просто деньги будут оставаться в азиатских странах. Часть поедет дальше, это люди со своими планами и заказчиками.

Нельзя отрывать IT-индустрию от всего остального. Экономисты только рассказывали, насколько упало производство во многих сферах. А ведь деньги берутся из реального сектора, на IT в том числе. Если реальный сектор проседает, а он проседает, то денег на IT не будет. Госсектор, который занимается импортозамещением — это ограниченный объём рынка. Ему будет достаточно тех рук, которые сейчас есть. Несмотря на всё это, их ещё достаточно в стране. Поэтому я думаю, что зарплаты будут сокращаться и дальше, до тех пор, пока экономика не начнёт расти.


upd:

Мария Круглова, лидер калининградского IT-сообщества Google Developer Groups и Women Techmakers Калининград, программный директор Podlodka Crew.

Я как лид регионального сообщества все же не могу "говорить за всю Одессу", но могу прокомментировать как мобилизация сказалась на небольшом регионе

Надо понимать, что небольшие регионы, где айтишка в последние годы стала важным аспектом экономики, сейчас еще даже не осознали, к чему привела война и мобилизация.

Как все обстоит в Калининграде: сначала уехали ИПшники, работавшие на зарубежные компании - казалось бы, уехали и уехали, но многи продали квартиры и надолго попрощались с близкими — в общем, минус налоги для региона в любом случае.

Параллельно стали уезжать удаленщики — они сидели в местных коворкингах, создавали атмосферу и движ. Как-то так получилось, что в нескольких крупных сообществ, которые мы поддерживаем, лидами были именно удаленщики. За 9 месяцев мы лишились лидов на JS, PM, Python, Go, Android направлениях. То есть второй минус для региона, что количество активностей для отраслей сокращается из-за отъезда пассионарных людей.

После начала войны местные аутсорс-компании и стартапы стали подыскивать страны для регистрации новых юрлиц, перевоза команды. Кто-то в итоге закрывает тут свои ООО, кто-то делит бизнес - есть примеры конфликтного разрушения небольших команд, которые работали годами.

К чему это приводит? На рынке региона все меньше открытых рабочих позиций, нет практически ничего для джунов. Зайти в местный ИТ новичкам стало в разы сложнее.

Еще один пласт - это айтишники с преподавательским опытом и опытом публичных выступлений - местные университеты и колледжи лишаются людей, которые раньше закрывали им дыры в обучение практическим навыкам в ИТ. Вывод — скоро отток скажется еще и на качестве образования.

Калининград в последние пару лет стал активно позиционировать себя как комфортный город для геймдева - начали предпринимать шаги для создания дополнительных льгот и мер поддержки. Сейчас все это кануло в лету, так как к апрелю следующего года в городе закроется как минимум 4 студии с 200+ сотрудников.

После объявления мобилизации было ощущение цунами, когда в городе еще подсмыло народу. Есть риск закрытия нескольких коворкингов из-за отсутствия резидентов, компании съезжают из своих классных офисов, так как огромный процент ребят уехал, либо вернулся на полную удаленку, дабы никого не поймали повесткой на работе.

Так IT в регионе перешло в формат выживаемости. Я регулярно общаюсь с местной Минцифрой, и они либо не хотят осознавать, что происходит, либо просто некомпетенты. То, что появились отсрочки, никого не успокаивает, так как большинство не верит в их эффективность. Скорее верят в безалаберность Минобороны и, что сначала пропылесосят районы, а лишь потом доберутся до города и айтишников. Наивно.

А вот еще

Если смысл ни в чем, то в чем?

Комменты: ...