«Этично ли теперь работать в Яндексе» — один из самых горячих споров в индустрии за последние полгода, возможно получит новый виток.Главная, пусть и не единственная, причина споров — Новости. По задумке сервис должен алгоритмически анализировать тысячи и тысячи новостных источников и выдавать непредвзятую подборку самых популярных и обсуждаемых ссылок. Эти ссылки попадают на главную страницу, которую посещают десятки миллионов человек ежедневно, и для них формируется «главная новостная повестка». Но в новом цифровом мире ничего не работает так, как было задумано. На деле с главной давно исчезли независимые медиа, за что многие стали обвинять Яндекс в соучастии пропаганде.
Спор из-за Новостей крутится вокруг двух основных мнений.
Первое — близкое к официальной позиции самой компании. Яндекс стал заложником своего масштаба, и вынужден подчиняться закону о новостных агрегаторах, принятому в 2016 году. По этому закону ему приходятся исключать из выдачи различные сми, у которых что-то там не так с аккредитацией. Это мнение, например, озвучивал Сергей Бережной на подкасте «Мы обречены». Яндекс и сам может быть не рад, что приходится так делать, но таков закон — кроме исполнения закона никаких нюансов в работе Новостей нет.
Второе же мнение — Яндекс фильтрует выдачу не только исходя из требований закона, но и по неким неофициальным договоренностям, под давлением сверху, поскольку многие сми, подходящие под требования закона в выдаче Яндекс Новостей все равно уже давно не появляются.
В любом случае, эти споры не давали ничего кроме репутационных потерь, недовольства как снаружи, так и внутри компании. В апреле 2022 стало известно, что Яндекс намерен продать VK свои медийные сервисы — Новости и Дзен.
Сегодня стали известны первые подробности сделки. Вместе с сервисами Яндекс по сути отдает свой домен и главную страницу. После завершения продажи по адресу yandex.ru — тому самому, куда заходят десятки миллионов людей ежедневно — будет открываться Дзен. Сам Яндекс переедает на страницу ya.ru.
«Мы отказываемся от новостного агрегатора и переезжаем на новую главную страницу ya.ru, которая после закрытия сделки станет основной точкой входа в Поиск, Почту и другие сервисы компании. Посмотреть на наш будущий новый дом можно уже сейчас (на new.ya.ru) — правда, после закрытия сделки и окончательного переезда страница ещё может чуть-чуть измениться. На новой главной странице больше не будет «вещательного» контента, вроде Новостей и Дзена, а будет то, с чего начинался Яндекс — Поиск во всех его проявлениях, с самыми передовыми технологиями, включая голосового помощника Алису», говорится в заявлении Яндекса.
«Простите, у меня только одна реакция — так легким движением руки вместе с репутацией был продолбан еще и главный домен компании. Понимаю, что передергиваю, но сдержаться не могу» — написал у себя в телеграме Бобук. Чуть позже он добавил: «Схема такая — домен yandex.ru продолжает принадлежать яндексу, почта, диск, поиск и т.п. — все будет работать как раньше. Но при заходе на корень домена yandex.ru вас будет редиректить на dzen.ru. А если вам надо на яндекс — вам теперь на ya.ru. Интуитивно понятно же, ну!»
Очень похоже, что ситуация, когда десятки миллионов людей, заходя на yandex.ru по инерции больше не увидят «главные новости дня» — оказалось неприемлемой. И очень похоже, что Яндексу действительно было так необходимо избавиться от этого давления, что пришлось отказаться от своего основного адреса.
Яндекс говорит, что избавляется от медиасервисов, чтобы заниматься поиском, технологиями и городскими сервисами. Поэтому VK отдает Яндексу взамен Новостей и Дзена свой сервис доставки еды Delivery Club. И это звучит так, что Яндекс становится чуть ли не монополистом среди сервисов доставки — хоть в пресс-релизе и говорится об огромной конкуренции в этой сфере. Формально, сделку еще должна одобрить ФАС, но все все понимают.
«Мы продолжим развивать сервис под тем же брендом. Вообще рынок доставки еды очень большой (прогноз этого года — около 700 млрд руб.) и сложный, игроков много, конкуренция высокая», пишет Яндекс.
Станет ли теперь этичнее работать в Яндексе? Формальных поводов для обвинений и громких инфоповодов, наверняка, станет меньше (конечно, до очередных утечек данных). Возможно, аполитичным айтишникам станет морально проще работать, да и самой компании теперь легче говорить, что она старается быть вне политики и тихонько пережидает страшные времена.
Удастся ли вернуть доверие разрабов и пережить смену адреса — будет видно.