Когда уезжал из рф, я понимал — мне будет многого не хватать. Близкие, друзья, родной дом — в 28 лет трудно отказываться от того, к чему так сильно прирос. Я уехал месяц назад, и тоска по этим вещам оказалась даже сильнее, чем я думал. Но я готовился к этому, знал, что так будет, и кажется, у меня получается это пережить. Но. Я не подумал о том, что кроме душевных страданий меня ждут бытовые — к ним я готов не был. Я уехал из рф, и понял, что попал в прошлое. Попал в мир, где у банков ужасные приложения, где нельзя сидя дома получить любую еду, нельзя оформить документы онлайн. Для меня всё это стало таким базовым и привычным, что мне и невдомёк было — такие вещи есть не везде.
Они есть в России. Удивительное стечение обстоятельств: без всяких видимых предпосылок, в достаточно бедной стране, вдруг взяло и выросло супер крутая айти индустрия — индустрия мирового класса. Без шуток, в мире по пальцам можно пересчитать страны, в который есть своё айти. Свои продуктовые компании, которые конкурируют на локальном рынке с гуглами и амазонами — большая редкость. А уж компании, которые такую конкуренцию выигрывают — редкость небывалая.
Россия — маленький рынок. Мы не очень богатая страна, а наше мнимое величие строится вокруг ядерных пушек и огромной кучи никому не нужной земли — ну и безумного количества нефти и газа в этой земле. Наше IT появилось и стало таким, какое оно есть не благодаря, а вопреки.
Я не понимал и не видел этого, пока сам был в России, но сейчас я езжу по Пхукету с Яндекс картами, потому что гуглмапс тут работает хуже. В Тбилиси я пользовался Яндекс такси, потому что Bolt — редкая херня из под коня. Наших доставок на Пхукете, понятно, нет, поэтому я пользуюсь местными — и это прошлый век. Хер пойми, когда привозят, хер пойми, что привозят, совершенно ублюдочный интерфейс, отсутствие сотни ну просто супер базовых функций. Приложения чтобы вызвать ремонтника или клининг отсутствуют как класс.
В моем родном ИВАНОВЕ — редком захолустье — все эти вещи есть и работают. Это, конечно, мелочи, но все вместе эти мелочи впечатляют. У меня есть московские друзья, у которых дома плита всегда закрыта, и нет холодильника. Потому что еду они заказывают, а если им надо что--то остудить, они ПРОСТО ЗАКАЗЫВАЮТ ЛЁД. Лёд, взял заказал лёд, принесли через пять минут. Магия.
Но это-таки мелочи. Серьезный разговор начинается, когда мы говорим о банках. Оооо, банки это отдельная и глубокая тема. Если в двух словах — в России лучший онлайн банкинг на планете — с гигантским отрывом. Если подробнее: то, что в своё время сделал Олег Тиньков — революция. Это совершенно потрясающая история, которая отлично отражает суть и задачи айти индустрии: мы берём необходимую ежедневную штуку, на которую тратится безумное количество человеческого труда, и автоматизируем это. Автоматизируем труд как пользователей, так и сотрудников самой системы. Берём, и экономим человечеству бесчисленное количество сил и времени.
Особенности странноватого российского рынка привели к тому, что все остальные банки мгновенно подхватили идею, и сегодня, если ты делаешь в рф банк без приложения и доставки карт, ни один человек по своей воле не станет твоим клиентом.
Европа и штаты ответили — у них появился револют, всякие вайзы, и всё такое. Но это единичные явления, нет никакой системы, а самое главное — они на порядок хуже тинька трёхлетней давности.
Когда я прилетел в Тбилиси, решил устроить себе небольшой отпуск — тупо день за днём ходил по экспатским барам, и общался там с рандомными русскоязычными айтишниками. Там я встретил мужика, который делает удобный банк в штатах — мы много говорили об этом. Так вот, он рассказал историю, как один американский стартап поднял миллионные инвестиций на онлайнбанк, у которого была киллерфича — при тратах и поступлениях клиент получает пуш уведомления.
...
...
Америка, силикон воллей, центр мирового айти, земля обетованная, и источник будущего. Нет, я понимаю, скорее всего это какой-то баг системы, скорее всего в США есть крутые и удобные банки. В грузии я сделал карту Credo — они самые лояльные к безработным русским, и это не банк, а кошмар. Приложение отображает транзакции, правда через неделю, но не может посчитать баланс. У меня на карте сейчас -400 лар по версии приложения, 5000 лар по версии смс уведомлений, и 7500 лар по версии банкомата. Потрясающе. Но мне объяснили — кредо конская залупа, BoG — нормальный. Не тиньков конечно, но жить можно. Я верю. Просто у нас таких банков как кредо просто нет. Я как-то, во времена большой нужды, взял себе ноут в кредит — и кредит мне согласился дать только какой-то совершенно нонеймовый банк, о котором я никогда и ничего не слышал.
Так вот, его приложение, этого малюсенького ноунейм банка — на несколько лет впереди того, что ты можешь получить в Грузии или Тайланде.
Это всё только верхушка айсберга. У нас очень крутой инфобез и компьютерная криминалистика. Условный GroupIB — работают по всему миру, и вполне успешно конкурируют с иностранными компаниями, при том что это довольно сложно — доверять россиянам такие щепетильные штуки никто не торопится.
Гигантские аутстафф компании — тоже есть, и до войны росли как на дрожжах. Огромный, очень крутой бизнес, который был той ниточкой, что сращивала наше айти с мировым, гоняя кадры туда сюда и расшаривая опыт.
В рф космический эдтех. Мы переизобрели образование, сделали его частным, коммерчески успешным и эффективным. У нас есть всё: буткемпы, онлайн курсы, онлайн лекции, тренажеры, подборы менторов, выработка программы обучения. Вузам и не снилось. Причем эдтехкомпании в рф есть всех уровней — от классического скама "стань синьор дэйта сантист за две недели" да школ с годовым обучением, чьи выпускники работают в гуглах и майкрософтах.
Джет факин Брейнс. Русскоязычное айти породило компанию, которая делает безусловно лучшие инструменты для разработки на планете. Ладно, может это и субъективно, но по факту их используют и покупают по всему миру. Я работал в мс через галеру, как раз тогда Джеты анонсировали Райдер — IDE под .net — так вся наша команда из европы и америки тут же потребовала у мс купить им ключи к ней. Сотрудники майкрософт хотели писать код на языке, который создал майкрософт не в IDE, которую майкрософт для этого сделал, а в IDE, которую сделали какие-то русские.
Как-то у нас на подкасте был Олег Бунин, основатель Онтико — делают хайлоад++ и всякие другие крутые конфы. Мы обсуждали, что в западной культуре конференций принято звать одних и тех же спикеров, котррые десятки раз читают один и тот же доклад. У нас это считается дичью, у нас считается, что доклады должны быть уникальными, а пересказ одного и того же воспринимается как обман и дурь. Не знаю, кто тут прав, но кейс показателен — у нас вырос свой рынок и своя культура конференций, которые в чём-то лучше мировых, и это очень круто.
В рф делают свои процессоры. Я в теме совсем не разбираюсь, я слышал об этих процессорах много говна, но я знаю, что страны, которые разрабатывают свои процессоры — большая редкость.
Даже геймдев — и тот был невероятно развит. Да, действительно крутые игры у нас, почему-то, делать упорно не хотели — только украинцы справлялись — но всякая мобильная хрень делалась и продавалась очень успешно.
Все эти, и многие другие вещи, формируют образ нашей индустрии. Есть индустрия в рф, есть более широкая, русскоязычная. Огромное количество крутых компаний, стартапов, банков, аутсорса, всяких урбанистических сервисов, школ, околонаучных лабораторий — целый мир, успешный, уникальный, и очень важный.
У нас вырос гигантский рынок айтишного медиа. Сайты с программистскими статьями, подкасты, даже серьезный видео продакшен. Для меня это личная история, я стал известен своими статьями на хабре — берёшь свою разрабовскую боль, пишешь о ней — получаешь сумасшедший фидбек, сотни тысяч просмотров, узнаваемость, офферы, предложения писать за деньги — и кстати, весьма немаленькие.
Мне говорили: "ты, Фил, говнарь, который пишет своё говно для таких же как ты русских говнарей". Потом несколько моих статей перевели на англ, опубликовали на реддите, и они взлетели ещё больше, чем на хабре. Просто потому что жанр и формат был по сути изобретён мной и моим другом — и оказался уникальным и действенным в любой среде.
Этот медиарынок расцвел, наполнился баблом, и стал генерить идеи, продукты, развитие.
Мне очевидно — русскоязычное айти во многом не хуже, а в чём то и лучше американского, китайского и тем более европейского.
Важно пояснить: когда мы говорим, что вот у нас что-то лучше чем у проклятущих пиндосов, мы, ну или я, не говорим что вот, утёрли врагам нос — просто вот так работает индустрия. Есть либа для парсинга джсона, её все используют, а ты взял и сделал лучше — бам, все перешли на твою, кто-то взял твою идею и развил, стало ещё лучше. Когда в айти делаешь что-то лучше, чем у других, ты двигаешь вперёд всю индустрию сразу. Это не соревнование, это развитие. Развитие всех и сразу. Это охуенно.
Я нихера не ценил это, потому что не был уверен, что так везде и тут нет ничего особенного. Это не так. Мы были уникальны, круты, самобытны и полезны — как своей стране, так и всему остальному миру. Росли и развивались при этом, как не в себя.
А потом случилось 24 февраля, и нас всех послали в жопу. Всё что мы делали и сделали мгновенно обесценилось. Развитие остановилось. Теперь когда думаешь о русскоязычном айти, в голову приходят такие слова, как стагнация, рецессия, медленная, тянучая смерть и законсервирование.
Нам как бы сказали — насрать что вы тут делаете. Насрать на ваши интересы, насрать на чудо, которое тут образовалось, это всё не важно, это всё херня, есть вещи гораздо важнее этого. И наш немой вопрос: КАКИЕ ВЕЩИ? Чего ради? На что вы нас променяли, за что продали? Ни за что. И ещё, блин, кинули сраные, никому не нужные подачки для "работников айти индустрии". Засуньте себе в жопу свои льготные ипотеки, на нормальном рынке синьор за два года зарабывает себе на хорошее жилье. Нормальный рынок вы уничтожили.
Нам повезло — всё не грохнулось в один момент. Оно только начало медленно гнить. Это проявляется во всём, но пока не очень заметно. Сдох геймдев, сдох быстро и однозначно — специфика ситуации, когда ты раб эпла. Банки попали под сокрушительный удар, санкции, удаления из сторов — но пока как-то держатся. Аутсорсы спешно повывозили, кого смогли, и позакрывали свои офисы здесь, потому что отныне, бизнес из России — это гигантское красное полотнище для любого потенциального партнёра. Зарплаты впервые за пять лет перестали расти. Найм резко сократился. Я лично, жил, и пока выживаю с айтишной рекламы — так вот, с ней всё очень плохо. Никто теперь не хочет нести мне миллионы за то, что я посоветую подписчикам работать у них.
Джет брейнс уехал. Яндекс вытащил из страны всё, что мог, что осталось — пытается развивать дальше, но дела там ооочень плохи. Их хвалёная система компенсации труда акциями накрылась пиздой за один день, куча айтишников лишилась серьезных накоплений а компания теперь премирует кэшем — что, конечно же, не помогает им строить свой бизнес.
Я лично знаю десятки разрабов, которым работодатель поставил ультиматум — или ты уезжаешь, или ты уволен.
С венчурным рынком у нас и так было не очень, но сейчас в стране не возможно поднять инвестиции на стартап — нужно быть наглухо отбитым, чтобы сейчас инвестировать во что-то из России.
Нас атакуют со всех сторон, жить и работать в русскоязычном айти всё сложнее, хороших вариантов всё меньше, о любой стабильности можно тупо забыть, уверенности в завтрашнем дне абсолютный ноль.
Мы начинаем сталкиваться с такой нелепейшей вещью, как конкурс на синьорскую позицию. А все наши айти гиганты мало помалу переходят в скользкие ручонки поганого государства.
Спикеры отказываются выступать на конфах по этическим соображениям — а как блядь ещё, если один из самых лучших докладчиков HolyJS прямо сейчас живёт в Харькове?
У эдтехов наплыв клиентов — все хотят билет в жизнь не в России. Но они понимают — эффект временный, дальше развивать этот бизнес тут не получится — и всерьез думают осваивать другие рынки, потихонечку сваливая отсюда.
Медиа буквально уничтожают. Хабр меж трёх огней, политику в стране обсуждать больше нельзя, а не обсуждать невозможно — ведь политика, никого не спрашивая, с ноги ворвалась в индустрию и всё нам тут нахуй разрушила — как об этом не говорить?
Мы грустно смотрим на статьи о переезде для айтишников, в которых нельзя упоминать, с чего это вдруг этот переезд стал таким необходимым.
Продукты, что мы тут все делали, больше нельзя тащить на международный рынок под своим именем. Проще всего взять и сделать их заново в другой стране.
Супер крутые сервисы яндекса и ему подобных очень быстро перестанут быть актуальными — они делались для среднего класса, а средний класс бежит из страны сломя голову.
А технологии, что родились здесь, и не хотят отказываться от своей русскости, весь мир просто отменяет.
Лошадь под нами не сдохла — просто она скачет с каждым днём всё медленнее, и потихоньку покрывется трупными пятнами. А нам остаются две вещи — скрестить пальцы и верить в чудо, или сесть на другую лошадь.
Для меня это кошмар. Я много вложил именно в эту лошадь. Я сейчас сижу совсем без денег, у моих проектов серьезные проблемы, моя сытая жизнь под серьезной угрозой, и мне надо искать работу. Но я не хочу работать в американской компании! Я хочу работать в российской. Я ведь россиянин. Это моя страна. Я лично знаю большую часть видных представителей нашей индустрии, я вложил неимоверное количество сил в свои подкасты, медиа, статьи — всё это делалось для русскоязычных. У меня появилось влияние, возможность подсвечивать несправедливость, пушить идеи, в которые я верю, помогать тем, кто делает что-то важное.
Я уже не хочу быть просто кодером. Но индустрию, в которой я всё это получил, индустрию, которую я любил, индустрию, в которую я вкладывал, спустили в унитаз.
И я не знаю, что теперь делать. Смотрел вот вакансии, и понимал — тут я не буду работать потому что придётся отдавать налоги в казну рф, тут я не могу работать, потому что это дочка VK, сюда мне нельзя, потому что они работают с минобороны. Так ещё и платят, поганцы такие, в никому не нужных рублях.
Когда пишешь такие вот статьи, ожидается, что в конце ты предложишь читателям какой-то выход. Способ, методику, тактику, путь. Путь, как починить это дерьмо.
Я его не вижу. Я понятия не имею, что мне и вам делать. Последнее время обстоятельства потрепали меня так, что я готов опустить руки. Я не знаю, что можно сделать. Только скрестить пальцы и надеяться на чудо.
А у вас какие варианты?